МБДОУ детский сад 24 с. Троицкого

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2016 -2017 учебный год

 bb7cbf63ff8ac1284dfe1b47085e5d22.jpg

Пояснительная записка

к учебному плану по реализации основной общеобразовательной

программы

«От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий в учебном году в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад  № 24 с. Троицкого Моздокского района РСО - Алания (далее - МБДОУ № 24 с. Троицкого) составлен в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования15ЛО1 № 0001251 от 25.04.2016 г.; основной общеобразовательной программой ДОУ, разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» (под. ред.  Н.Е. Вераксы, Т.Н. Комаровой, М.А. Васильевой), имеющей общеобразовательную направленность и нормативный срок освоения 5 лет  с 2 до 7 лет (с I младшей группы до старшей группы), которые определяют содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые  документы:

 

§  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29.12.2012г. № 273-ФЗ);

§  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

§  Устав МБДОУ д/с № 24 с. Троицкого Моздокского района РСО - Алания;

§  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.3049-13»(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СанПин»);

§  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

§  Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22Ю5-382 «О недопустимости требований от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

§  Основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 24 с. Троицкого Моздокского района РСО - Алания.

 

В ДОУ функционирует 8 групп из них 2 группы для детей раннего возраста (2- 3 года).

Учебный план рассчитан на период с 1 сентября 2016 г.  по 31 мая 2017 г. Продолжительность  учебной недели составляет 5 дней с режимом работы с 7.30 до 18.00 ч. Уставом учреждения определен летний оздоровительный период с 1.06.2017г. по 31.08.2017г.

Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.

Программа состоит из двух частей:

 

1) инвариативная (инвариантной (обязательной)) части;

2)  вариативная (модульная)  части.

В структуре учебного плана выделяются инвариативная (обязательная) и вариативная (модульная) части.

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия непосредственной образовательной деятельности.

Вариативная часть учебного плана сформирована и с учетом регионального компонента, в основе которого реализация образовательного процесса с учётом национальных, социокультурных, экономических, климатических условий и традиций нашего города, района и республики.

 

Объем обязательной (инвариативной)  части  в учебном плане составляет более 60% от её общего объема основной общеобразовательной программы  ДОУ. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная), не более 40%.

 

В учебный план учитывает направления развития ребенка, представленные в пяти образовательных областях: 

 

 Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевоеразвитие

Художественно – эстетическоеразвитие

Физическоеразвитие

 

Коллектив дошкольного образовательного учреждения с 01.09.2014 г. реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. - Москва. Мозаика-Синтез, 2012. Издание 3-е, исправленное и дополненное.

 

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Инвариантная часть реализуется через непосредственную образовательную деятельность (НОД), в этот перечень входит ИОД, предусматривающая реализацию дополнительных парциальных программ (Приложение  №1).

Время, необходимое для реализации программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой программа реализуется (Приложение  №2).

 

Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и «реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей».

 

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: 

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Организация деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» проводится за рамками непосредственно образовательной деятельности.

 

Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных моментов. Включает следующие виды деятельности: формирование основ безопасности, усвоение моральных и нравственных ценностей, трудовых навыков, игру.

 

Формирование навыков безопасности со II младшей группы по старшую группу  осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности воспитанников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками осуществляется ежедневно в совместной образовательной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности воспитанников. Усвоение моральных и нравственных ценностей реализуются через интеграцию образовательной области «Познание» в непосредственно образовательной деятельности  «Познавательное развитие» организуемой 1-2 раза в неделю.

2.  Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

 

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 

Непосредственно образовательная деятельность (НОД):

 

- НОД «Познавательное развитие» в I младшей группе 1 занятие в неделю.

- в I младшей группе проводится 1 занятие  НОД «Сенсорное развитие», чередуемое с «Конструированием».

НОД «ФЭМП» организуется во вторых младших, средних и старших группах – 1 раз в неделю.

НОД «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром)  организуется  с 1 младшей группы до средней группы по 1 занятию.  Начиная со старшей группы, познавательная деятельность  проводится 2 раза в неделю с включением регионального компонента.

 

Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через обогащение представлений о жителях посёлка, области, истории посёлка, края, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, посёлке, крае, их истории; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире Республики Северной Осетии, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.

 

3. Образовательная область «Речевое развитие» включает:

 

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.

 

НОД «Развитие речи», которая организуется с 1 младшей группы по старшую группу – 1-2 раза в неделю.

НОД «Развитие речи» в старших группах реализуется в рамках реализации вариативной части учебного плана  реализуется парциальная образовательная программа «Подготовка к обучению грамоте», в старших группах - 1 занятие.

«Ознакомление с художественной литературой» интегрируется со всеми образовательными областями, и проводится в процессе режимных моментов, в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников. 

 

Региональный компонент реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Северной Осетии - Алания, художественными произведениями о посёлке, округе, жителях с. Троицкого, природе нашего края.

 

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

 

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

НОД: «Музыка» организуются во всех группах 2 раза в неделю.

НОД «Художественное творчество (рисование)» организуется с 1 младшей до средней группы - 1 раз в неделю, со старшей группы – 2 раза в неделю.

НОД «Художественное творчество (лепка)» проводится в I младшей группе 1 раз в неделю. Начиная со 2 младшей группы до старшей группы НОД «Лепка» чередуется с НОД «Аппликация» и проводится 1 раз в неделю. 

 

Региональный компонент включает в себя обучение игре на русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках, ложках; ознакомление с музыкальными произведениями о селе, посёлке, области, народными танцами.Ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам народного искусства.

 

5. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

НОД «Физическая культура» организуется в 1 младшей группе – 2 раза в неделю; со 2 младшей группы до старшей группы – 3 раза в неделю; (1 занятие проводится на улице).

 

Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в селе, посёлке, области, спортивными традициями и праздниками.

 

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.).

Объём недельной учебной нагрузки для изучения каждой образовательной области представлен в Приложении  №3.

 

Инвариантная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного стандарта.

 

Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника ДОУ соответствует требованиям СанПиН

(Приложение  №4).

 

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-го года жизни – не более 10 минут, для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей 50 минут соответственно. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и второй половине дня в возрасте с 2 до 3 лет не превышает 10 минут соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе.

 

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.

 

В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически – оздоровительногоцикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дниканикул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.

 

В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения Программы определяются целевые ориентиры возможных достижений ребёнка в каждой возрастной группе.

 

В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 с. Троицкого Моздокского района РСО - Алания в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательной программы в соответствии с  учебным планом.

6386a4581db5e55b999792b7ffe4f569.jpg

fae6eb1db40be8ee9787d85308a9b750.jpg

e2e84e6287cb57f6edbb248785121e17.jpg

777feba46504a1356dfe8821da400fa3.jpg

72af0f5288e23cd9f2fb570543edbebd.jpg


4 октября 2016 в 15:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.